Жизнь после войны
Уже в 1943 году город начал восстанавливаться. Ущерб, нанесенный Туапсе в ценах 1943 года составил более 22 миллионов. Полностью разрушено 309 домов, 719 нуждались в капитальном ремонте.
В конце 1943 года введено 2840 кв. метров жилья, восстановлены депо, электростанция, хлебозавод, мясокомбинат, фруктоварочный и рыбный завод.
В 1943 году из Сочи в Туапсе переведены механические мастерские, к 1947 году на их базе создан ТМЗ Главморречстроя.
Началось восстановление школ. В разбитом здании межсоюзного клуба оборудован первый послевоенный кинотеатр “Родина”.
В 1945 году в Туапсе был один пассажирский автобус, в депо-16 паровозов.
С 1946 года судоремонтный завод начал ремонт судов. Первыми были: “Советская нефть”, ”Москва”, “Тендра”, ”Жигули”, ”Ялта”, “Арарат”.
1947 год - начал работать восстановленный машиностроительный завод.
1949 год - возвратился из эвакуации нефтеперерабатывающий завод и дал первую продукцию.
В 1949 году в дело была введена тепловозная тяга, а 31.12.1956 года из Туапсе в Сочи пришел первый пробный электровоз.
В 1947 году под руководством знаменитого архитектора А. В. Щусева разработан генеральный план реконструкции Туапсе.
1954 год-на Приморье строится два многоэтажных жилых дома (N 53 и N 55).
1956 год - входит в строй I очередь Дворца культуры моряков. Восстановлен стадион ”Водник”.
1957 год. Построено 7.5 тысяч кв. метров жилья. В городе на маршрутах ходят 20 автобусов марки ЗИС (ЗИЛ).Введены пригородные рейсы: Туапсе-Шаумян, Туапсе-Кривенковская. Работает аэропорт в Агое. Самолеты АН-2 летают по маршруту Туапсе-Краснодар.
В 1952 году открыт гидрометеорологический техникум.
Построено новое здание железнодорожного вокзала.
В 1964 году построен морской вокзал.
В 1965 году построен новый завод ЖБИ, в Туапсе открылось дошкольное педагогическое училище.
К 1970 году вошли в строй хлебозавод, пивзавод, винзавод, мясокомбинат, обувная фабрика.
Реконструируется морской порт. На южном молу строится нефтеналивные причалы, станция очистки балластных вод, построен новый пассажирский причал, реконструируется нефтепирс и широкий мол.
Восстановлена набережная. Впоследствии - это площадь ”Борцов за власть Советов”.
Реконструируется судоремонтный завод. В середине 50-х годов на СРЗ был установлен первый плавучий док, а в 70-х годах - второй док значительно большей грузоподъемности. Основную часть нефтефлота в 60-е годы составляли танкеры типа ”Казбек”.
www.tuapse.ru
|